ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – СОВРЕМЕННЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy
6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya
7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся, Центра национальных и международных исследований качества образования и ФГБУ «ФИОКО».
На вебинаре рассмотрены 2 темы
«Особенности инструментария оценки по модели PISA: Финансовая грамотность»;
«Особенности инструментария оценки по модели PISA: Креативное мышление».
На вебинаре были рассмотрены две темы:
«Особенности инструментария оценки по модели PISA: Математическая грамотность».
«Особенности инструментария оценки по модели PISA: Естественнонаучная грамотность».
На вебинаре были рассмотрены две темы:
«Международные сопоставительные исследования качества образования в аспекте развития функциональной грамотности учащихся».
«Особенности инструментария оценки по модели PISA: Читательская грамотность».
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- СИПКРО
- Издательство «Просвещение»
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
- Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
Нормативная документация
Школьные документы
►План МБОУ СОШ № 20 по формированию функциональной грамотности
Муниципальные документы
►План по формированию функциональной грамотности на 2022-2023 учебный год
Об организации работы повышению функциональной грамотности обучающихся ОМОБР 2023-2024
Региональные документы
►План по формированию функциональной грамотности на 2022-2023 учебный год
Федеральные документы
►№ 47-01-13-20622 от 17.09.2021_письмо МОНиМП КК по ресурсам функциональной грамотности